История создания и тест снегохода Ирбис Динго

История создания и тест снегохода Ирбис Динго
В этой статье, речь пойдет о истории создании самого первого снегохода трансформера, - Ирбис Динго Т110. Для интересующихся, к прочтению обязательно. На сегодняшний день, на рынке снегоходов уже используются последователи первооткрывателя, такие снегоходы как Ирбис Динго Т125, с механичесой коробкой передач и Динго Т150, с автоматической трансмиссией (вариатор).
Для России, зимней страны, такое средство для передвижения, как снегоход, давно не диковинка и, на первый взгляд, производителям удалось удовлетворить все вкусы и пожелания. Но не тут-то было. За последние несколько лет один за другим появляются довольно странные устройства. И хоть конструкция и дизайн их довольно примитивны, достоинства тоже имеются: их можно разобрать и поместить в багажник обычной легковой машины. При этом стоят они намного дешевле, чем любой "взрослый" снежик.
Испытание одного из таких снегоходов-трансформеров, под названием "Ирбис Динго", прошло зимой этого года.
Идея снегохода Динго T110 родилась в феврале 2012 года. А уже в декабре, при содействии китайских заводов была выпущена и продана первая пробная партия этих снегоходов. Авторами идеи были два конструктора; Андрей Течкин из Златоуста и Валерий Смирнов из поселка Сява, что под Нижним Новгородом. Познакомились они на форуме одного из известных снегоходных сайтов, откуда их и пригласили на базу "Ирбис Моторз", в подмосковном городке Железнодорожный. Умельцам была предоставлена полная свобода действий для создания снегохода и возможность использовать для постройки своего прототипа любые детали и узлы производимых компанией.
 
Суть идеи заключалась в том, чтобы создать легкий снегоход-трансформер, который в разобранном виде свободно бы помещался в багажнике обычной легковушки. Конструкция должна была быть настолько простой, чтобы снегоход можно было собрать или разобрать всего лишь за 5-10 минут, причем справиться с этим должны обычные неподготовленные люди. Цена снегохода тоже должна была быть минимальной, чтобы составить конкуренцию таким популярным в нашей стране мотобуксировщикам. Естественно новый снегоход должен полностью соответствовать современным стандартам.
 
Итак, на базе "Ирбиса" были созданы два прототипа, которые Андрей Течкин повез с собой в Приуралье. Два месяца ушло на доработку модели, но уже летом образец был доставлен в Китай, где и было налажено окончательное производство. Ведь в планы "Ирбиса" отнюдь не входило ограничиваться только одной партией. Массовый выпуск – вот, что было главной целью. Конечно, модель нужно было совершенствовать и совершенствовать, поскольку до этого, ни сама компания, ни ее партнеры из Китая с производством снегоходов прежде не сталкивались. Поэтому первым "Dingo" не удалось избежать "детских болезней". Например, в отличие от "настоящих" снегоходов, на "Динго" нет капота и поддона под двигателем, а в моторе нет принудительного охлаждения. Привычного вариатора лишена и трансмиссия.
 
фото снегохода ирбис динго т110Снегоход не отличается большими размерами, но зато у него двухместное сидение и даже ящик для всяких мелочей и инструментов. Гусеница, которая стоит на "Динго", хоть и короткая, но стандартной ширины, 380 миллиметров. Но и весит он всего-то 108 килограмм. На рессорной подвеске гусеницы использованы шесть катков и склизы. Так же этот "малыш" оснащен современными пластиковыми лыжами с двумя подрезами. Правда, за всю эту спецоснастку, сделанную в Китае, пришлось немало заплатить.
"Бегает" снегоход на очень распространенном во всем мире 4-тактном кабовском моторе, который так хорошо известен всем знатокам мотоциклов. Основа этой конструкции была заложена еще в середине прошлого века, а специально для "Динго" его выполнила компания Loncin, одна из крупнейших в Китае.
 
Модель двигателя выбрали довольно редкую, 110 кубиков объемом. В коробке передач по одной скорости вперед и назад. А центробежное многодисковое сцепление в масляной ванне обеспечивает автоматическое управление. Правда, этот мотор применялся только на квадроциклах для детей и конструкторы пока опасаются, что на "Динго" он будет перегреваться, ведь ездить по снегу – не по асфальту кататься.
 
Не прояснил ситуацию и проведенный тест, поскольку температура была ниже -20°С, но снега было мало. Есть еще одна проблема – подогрев карбюратора. У обычных снегоходов двигатель расположен под капотом и поэтому во время движения карбюратор не остывает. Здесь же есть риск столкнуться с "головной болью" кроссовиков – дроссель в колодце карбюратора может замерзнуть и тогда без ручного стартера или кика движок не запустишь. А ведь от этого подчас зависит жизнь человека. Особенно если мотор вздумает заглохнуть в горах, на льду или в заваленной снегом тайге.
 
Но, тем не менее, после "ночлега" на двадцатиградусном морозе, снегоход на удивление быстро завелся. Тест показал, что достаточно минут пять прогреть мотор на обогатителе, в роли которого выступает воздушная заслонка, и можно отправляться в путь.
 
Приборы на "Динго" и органы управления похожи на скутерные. Пульты, разумеется, упрощены – отсутствует кнопка сигнала и переключатель поворотов. Габаритных огней тоже нет. Фара переключается в режим дальнего и ближнего света. Стоп-сигнал светодиодный и срабатывает, когда нажимается рычаг тормоза. Кстати, сказать, тормоз на "Динго" уникальный. Он снабжен гидроприводом, такой даже на самых крутых отечественных снегоходах не ставят. Также на тормозном рычаге есть фиксатор, с ним можно спокойно оставить машину на уклоне и не переживать, что она от вас "убежит". Клавиша "стоп двигателя" тоже имеется.
 
Контрольных приборов на "Динго" немного: спидометр, такой же, как у скутера и самый обыкновенный указатель топлива, не снабженный, какими-либо электронными «премудростями». От больших снегоходов наш "малыш" отличается необычностью посадки. Необычна она тем, что водитель ставит ноги на небольшие подножки, как у мотоцикла. Встать, конечно, на них не получится, и для ног нет никакой защиты. Но, впрочем, она не нужна, поскольку из-за особенностей конструкции, "Динго" не сможет ходить по очень глубокому снегу. Во-первых, рама и мотор достаточно низко расположены, а во-вторых, не рассчитана на это и подвеска лыж. А из-за отсутствия пластиковых расширителей на лыжах передок может "утонуть".
 
Итак, чтобы отправиться на "Динго" покорять снежные просторы, достаточно включить переднюю или заднюю передачу и нажать рычажок дросселя. А вот на какой скорости вы будете покорять эти просторы, зависит от оборотов двигателя. Вариатора-то в трансмиссии нет, а из двигателя можно "выжать" максимум 8500 оборотов в минуту. Поэтому большее, чем на 40 километров в час по плотному снегу рассчитывать не приходится. Причем на спидометр можно даже не смотреть. Мало того, что его показания сильно отличаются от настоящей скорости, так еще и шкала у него настолько мелкая, что рассмотреть что-либо крайне сложно.
 
Еще один недостаток – жидкокристаллическая панель одометра. Для русской зимы с ее морозами это плохая идея. С углом поворота руля создатели тоже несколько "перемудрили". Он настолько огромный, что лыжи становятся практически поперек. Единственное спасение – маленькая скорость, ведь на семи с половиной "силах" не шибко разгонишься.
 
Подвеска лыж на одинарных рычагах, безусловно, экономит вес, но, когда срабатывает амортизатор, лыжи становятся в положение, которое у горнолыжников называется "плуг". При таком положении далеко не уедешь.
 
Как видите, выезжать на глубокий снег "Динго" просто противопоказано. И причин для этого достаточно. Тем не менее, на укатанной снегоходами дороге, так называемой "буранке", он будет чувствовать себя прекрасно, потому что "лыжня" на такой дороге – не шире следа, который оставляет снегоход "Буран".
 
К сожалению, у "Динго" отсутствуют и некоторые "мелкие радости" для водителя, например подогрев рукояток. Согласитесь, зимой, на морозе такая "мелочь" очень даже кстати. Маленький объем бензобака тоже не вызывает особого восторга. Он рассчитан всего на пять литров горючего, а это даже для экономного четырехтактного мотора и на 50 километров едва ли хватит. Кроме того, подвеска гусеницы несколько жестковата. Если этого не исправить, езда на снегоходе станет такой же "приятной" как и на известном всем "Буране".
 
Пожалуй, сравнивать нашего "героя" с серьезным снегоходом не совсем правильно. Ведь и по стоимости, и в вопросе применения новинка от "Ирбиса" гораздо ближе к мотобуксировщику, и даже превосходит его. Вот всего лишь некоторые преимущества:
 
  • "Динго" способен выдержать вес двух, а то и трех человек, или, как заявляют конструкторы, 150 килограмм;
  • есть небольшой багажник, а мощности мотора хватит, чтобы и сани за собой потянуть;
  • прекрасно отлаженный мотор выпущен известным производителем.
 
фото снегоход динго т110 в разобранном состоянииС транспортировкой в легковушке тоже проблем не возникает. "Динго" легко и быстро разбирается, причем ни какие-то инструменты, ни специальные навыки не нужны. Сначала отделяются рулевой блок, мотор и гусеница с подвеской. Затем – лыжи, багажник, руль и, наконец, подсоединительная рама с багажным отделением. Причем самая габаритная часть – это гусеница. Ее размеры: 1040х450х300 мм. Вся эта конструкция соединяется между собой девятью вело болтами, складные ручки, которых позволяют обойтись без гаечных ключей.
 
Вывод:
 
Благодаря общим усилиям наших умельцев, мощной китайской мотопромышленности и материальной базе одной из ведущих российских мотокомпаний, сверхбюджетный снегоход из мечты превратился в реальность. Разработчики "Ирбиса" наконец-то нашли свою нишу. Это становится ясно всем, кто хоть недолго поездил на "Динго". Легкий, небольших размеров, этот снегоход-трансформер можно возить в багажнике обычного автомобиля. Любители зимней рыбалки и активного отдыха по всей России, могут брать его с собой. Так же, снежный проходимец, как нельзя лучше подходит для того, чтобы учиться ездить самому и учить детей. Да и стоит снегоход Ирбис минимум раза в три дешевле, чем какой-либо другой, пусть даже самый простой снегоход.

P.S. Вся информация о последней версии снегохода Динго Т150, с характеристиками, отзывами и обзором - здесь.
от 24.03.2013